В 1967-м году американцы со своего спутника-шпиона обнаружили возле Каспийска неизвестный объект. На фотографиях был виден самолет, размеры которого превышали размеры любого бомбардировщика или пассажирского лайнера. При этом несся он над поверхностью воды со скоростью пятьсот километров за час на высоте трех метров.
Американцы были в шоке. Для добычи буквально любой информации о каспийском чудище были брошены лучшие силы ЦРУ.
Они назвали этот самолет «каспийским монстром», поскольку на его борту были написаны буквы КМ. Вместе с тем эти буквы означали «корабль-макет». Это был достаточно мощный экраноплан с размахом крыльев около сорока метров, длиной корпуса – около ста метров. КМ был оснащен специализированным ракетным комплексом.
«Каспийский монстр» стал родоначальником еще двух боевых машин. В 1972-м году был построен транспортно-десантный боевой экраноплан «Орленок», имеющий более скромные размеры: длина – 58 метров, вес – 120 тонн.
Конструкция оказалась удачной, экраноплан отлично чувствовал себя как на суше, так и над водой. «Орленок» способен был перевезти роту морпехов на двух БТР-ах. Причем, ему были нипочем ни мины, ни торпедо.
Вторым экранопланом, появившимся в восьмидесятых годах, был «Лунь». Он предназначался для борьбы с военными кораблями и имел на борту шесть крылатых ракет типа «москит» — по классификации НАТО SSN-22 «Sunburn», что в переводе означало «солнечный ожог».
Залп четырьмя из шести этих ракет мог отправить на тот свет любой боевой корабль НАТО, в том числе и авианосец. Этот убийца авианосцев, как его называли, показывал просто чудеса полета. По огневой мощи он был сравним с эсминцем.
Скорость «Луня» была близка к самолетной.
Эти чудо-машины создал гениальный конструктор Ростислав Алексеев. Речь шла о настоящей революции в морском и воздушном транспорте. Не случайно портрет Алексеева висит в библиотеке американского Конгресса в ряду выдающихся людей планеты. С именем Алексеева связаны не только экранопланы, но и строительство судов на подводных крыльях. Всем хорошо знакомые «Ракеты» и «метеоры» — тоже детища Алексеева.
Испытания КМ было решено проводить на Каспийском море. В течение месяца, в полупритопленном состоянии и с отстыкованными крыльями, накрытыми маскировочной сеткой, «каспийского монстра» отбуксировали по Волге. Из-за повышенной секретности, транспортировали только ночью, а днем стояли. И в течение всего этого времени шло доделывание KM: руководству, желающему отрапортовать «верхам» для получения наград, пришли в голову, мягко говоря, сумасшедшие сроки.
И, наконец, экраноплан достиг Каспийска. Там уже ждали высокопоставленные чины, требующие от Алексеева незамедлительного отчета. Экраноплан еще был в плавучем доке, а конструктор наравне с остальными тянул за канаты, чтобы пристыковывать крыло. И вдруг он, взяв полетный лист, невозмутимо написал на нем: «полет проходил в доке».
По его приказу были запущены все десять двигателей. В доке началось невообразимое: под нарастающий грохот, тросы, которые удерживали КМ, как струна натянулись. От выхлопных газов начал рушиться деревянный забор.
При сорокапроцентной от номинальной тяг док и пришвартованный в нем экраноплан тронулись с места. Чиновники были в шоке, а Алексеев, удовлетворенный произведенным на них впечатлением, заглушил двигатели.
С тех пор фраза «полет в доке» обозначает очковтирательство, на которые идут некоторые, чтобы не конфликтовать с начальством, требующим скорых результатов.
Однако начальство по-прежнему торопило, поэтому для соблюдения сроков пришлось рисковать, поскольку на КМ еще не было смонтировано радиооборудование, к тому же не работал и высотомер. В четыре ночи, когда начальство спало, буксир вывел в море док. Из него медленно вырулил экраноплан, за штурвалом которого сидел сам Алексеев.
Приземлившись, он доложил членам комиссии, что аппарат вел себя прекрасно, и пообещав никому не рассказывать, что они проспали испытание, предложил подписать лист полета.
С удачным исходом первого испытания Алексеев получил «добро» на финансирование проекта как минимум на пять лет. На деле же полет прошел не совсем гладко: корпус экраноплана в какой-то момент стал как змея извиваться. Недостаток устранили просто, укрепив корпус металлическими листами.
Всего было создано около трех десятков машин данного типа: КМ, «Орленок», Лунь», которые имели одну особенность: они были не только экранопланами, поскольку в случае необходимости поднимались на высоту до двух километров и превращались в бомбардировщиков. Кроме того, например для управления «Орленком» были открыты специальные курсы для летчиков, где их обучали особенностям этой боевой машины.
Перестройка и развал экономики поставили крест на строительстве боевых экранопланов в СССР. Горбачев даже согласился, чтобы пункт об экранопланах был внесен в договор о разоружении между СССР и США. Однако интерес американцев к этому невиданному чудо-оружию сохранился. Уже во времена Ельцина американцы добились того, чтобы им показали все российские экранопланы. По некоторым сведениям, именно в это время американцы сумели заполучить для себя всю необходимую информацию.
Пожалуй, одним из основных достоинств экранопланов является их экономичность. По сравнению с авиалайнерами экранопланы тратят в разы меньше топлива. Но главное – это абсолютно безопасный вид транспорта: в случае отказа его двигателя он просто садится без всякого риска для пассажиров.
Гениальный инженер и конструктор Ростислав Алексеев скончался в 1980-м году. Ему, можно сказать, повезло: он не увидел, как разрушается детище всей его жизни, поскольку в том же году погиб и последний КМ. Пилоту, видимо давно не сидевшему за штурвалом «каспийского монстра», пришлось резко задрать нос машины. В результате экраноплан вертикально пошел вверх, а растерявшийся летчик, сбросив тягу, сработал рулем высоты. КМ, завалился на левое крыло и ударился о воду. По счастью, жертв не было, но машина погибла. При этом, все, кто был знаком с «Каспийским монстром», уверяют, что такую машину вывести из строя могло только нечто из ряда вон выходящее.
Однако сегодня ситуация начала меняться к лучшему: появились такие области народного хозяйства, в которых экранопланы становятся востребованными. И, возможно, уже в недалеком будущем эти чудные машины будут пролетать над океаном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий